Головна » 2015 » Квітень » 14 » О школьном воспитании
11:01
О школьном воспитании

 

  Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, тех, кому преподаешь /В.Ключевский /         

Сколько б ты ни жил, всю жизнь учиться. /Сенека/
         

                                   О школьном воспитании
    Исторически сложилось так, что наши взаимоотношения с обществом начинаются в школе. А приоритетной задачей школы является воспитание человека. Это общее понятие включает в себя и образование. Основы учебно-воспитательного процесса закладываются в младшей школе. Младший школьный возраст - относительно стабильный период личностного развития. Ребёнок пережил возрастной кризис семи лет, и его психика, как правило, готова к началу новых испытаний, связанных с систематическим обучением в школе. Наиболее благополучно адаптационный период обучения в школе проходит у детей, посещавших дошкольные учреждения, где воспитатели целенаправленно готовят малыша к грядущим жизненным переменам.
Школьная жизнь предлагает ребёнку качественно новые социальные связи с миром. Это важнейшее время для формирования социальной и психологической полноценности - отношения к себе, окружающему миру, людям и труду. Школьный труд ребёнка - главное дело в его жизни. Учение - ведущая деятельность, которая лежит в основе развития ребёнка. На этой стадии школа и семья – при правильной организации воспитания! – закладывают ребенку важнейшие навыки трудолюбия. В школе ребенок вступает в первые социальные связи: учитель - ученик, одноклассник - друг и т. д. Главными воспитателями в этом периоде детства остаются семья, родственники, сверстники, соседи. Но появляются и новые, очень значимые взрослые - учителя. Образ первой учительницы, её голос, тон и манера одобрения или осуждения порой до старости звучат в нашем сознании голосом нашей совести. Её отношение к делу, к людям, к важным и случайным событиям наше подсознание впитывает как губка. И это незабываемо!
В целях практического ознакомления с учебно-воспитательным процессом посетил Килийскую общеобразовательную школу I-III ступеней №2. Школа охраняется – на входе дежурит бдительный и вежливый Александр, со всеми здоровается, любого постороннего, перед тем, как пропустить, внимательно расспросит о цели посещения и окажет необходимую информационную помощь. Здесь сразу бросается в глаза чистота и порядок, как на территории, так и во всех помещениях, то есть дисциплина в школе – на должном уровне!
Знакомство начал с общения с педагогом – учителем младших классов – Журковой Натальей Владимировной, за плечами которой приличный педагогический стаж и опыт воспитания и обучения школьников нескольких поколений; спросил у неё, какая, на Ваш взгляд, воспитательная роль начальной школы? «Важнейшая задача начальной школы, – начала беседу Наталья Владимировна, – дать ученикам определенный круг прочных знаний и умений, что включает в себя способность читать, писать, наблюдать явле¬ния окружающего мира, думать, выражать свою мысль словами. Эти навыки являются, образно говоря, инструмен¬тами, без которых невозможно овладеть знаниями». В продолжение беседы, отвечая на следующий вопрос – на что нам, родителям, в воспитании детей сейчас следует обращать первоочередное внимание? – она сказала, что её сегодняшние третьеклассники ещё недостаточно читают; советует родителям прививать детям любовь к книге, которая является не только источником всесторонних знаний, но и формирует правильный мыслительный процесс, существенно обогащает интеллектуальный потенциал, расширяет кругозор, что в немалой степени будет жизненно необходимо как для последующей учебы, так и в выборе и овладении профессией, да и для всей жизни.
Далее в ходе общения Наталья Владимировна акцентировала, что мозг детей в возрасте 7—11 лет находится в процессе бурного развития. А потому учение не должно сводиться к механическому накоп¬лению знаний, к никому не нужной, вредной для умственного развития ребенка зубрёжке. «Я поставила целью добиться того, чтобы учение стало частицей богатой духовной жизни, которая содействовала бы развитию ре¬бенка, обогащению его ума. Не зубрежка, а бьющая клю¬чом интеллектуальная жизнь, протекающая в мире игры, сказки, красоты, музыки, фантазии, творчества — в этом состоит учение моих питомцев! Хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире! Стремлюсь научить их – наблюдать, думать, рассуждать, переживать радость труда и гордиться созданным, творить красоту и радость для людей и находить в этом творении счастье! И, конечно же – любить свою Родину - Украину, быть её патриотами!» На этой возвышенной, оптимистичной ноте закончила беседу учительница.
Поблагодарив Наталью Владимировну за интересное, полезное и содержательное интервью, зашел в административную часть помещений школы, где находится кабинет директора. Там же, при входе – обращает на себя внимание красочно оформленная наглядная агитация с портретами лучших учеников, которыми гордится школа, и отображением значимых событий и достижений из жизни коллектива школы по разносторонней тематике.
Директор школы Онищенко Дмитрий Иванович увлеченно рассказал о школе, педагогическом коллективе, под руководством которого они седьмой год подряд занимает призовые места по предметным олимпиадам. Школа живет в атмосфере творчества, где регулярно проводятся отчетные собрания классных коллективов и всевозможные конкурсы по различным учебным дисциплинам; учащиеся 1-10 классов – вдохновенно демонстрируют свои успехи в художественном творчестве. Кроме этого, ежегодно, с целью развития творческого потенциала педагогов района отдел образования Килийской райгосадминистрации проводит различные творческие конкурсы педагогического мастерства «Классный руководитель года», «Лучший урок года», «Руководитель учебного заведения года», «Педагог – внешкольник года», которые собирают лучших из лучших учителей Килийщины.
В ходе беседы директор посетовал на недостаточность выделения средств на ремонт школы, сославшись при этом на объективные причины, но, несмотря на это, все классы и помещения – к учебному году были полностью подготовлены, хорошо отапливались, т.е. успешно, без проблем и сбоев, «пережили зиму». Отвечая на вопрос, что, на его взгляд, главное в профессии педагога и что движет учебно-воспитательным процессом, Дмитрий Иванович сказал:
«При воспитании в нашем лабильном мире мы, педагоги, должны помочь детям найти истинные ценности, которые будут служить им опорой всю жизнь. Основных ценностей всего три. В первую очередь – это здоровье, физическое и психическое. Дети, ни при каких обстоятельствах, не должны его терять! Во-вторых - это адекватные взаимоотношения с людьми, которые должны строиться на принципах справедливости. И третье – поисковая активность, стремление приобретать новые знания и умения в соответствии с меняющейся действительностью и вдохновение. Это три кита, на которых зиждется воспитание человека. А основу педагогического призвания составляет любовь к детям!», – подчеркнул директор школы.
В заключение беседы Дмитрий Иванович посоветовал тем, у кого есть доступ в Интернет, заходить на сайт школы №2 http://kzosh2.ucoz.ru/, где содержится полезная и увлекательная информация о жизни школы, которая постоянно дополняется новыми и интересными материалами.
В наш стремительный и бурный век научно-технического прогресса, повсеместного распространения и внедрения Интернета, дети стали более развитыми, всесторонне информированными, раскрытыми, полемизирующими. Поэтому воспитывать и обучать их теперь – намного сложнее, чем, скажем, лет 15-20 назад. В этой связи интересно знать мнение заместителя директора по учебно-воспитательной работе Правдивой Виктории Кирилловны, – спросил!.. И вот что она ответила: «Естественно, морально-психологическая нагрузка на учителя возросла в разы. Поэтому педагогическая профессия на современном этапе требует от учителя постоянного совершенствования своих знаний, практических умений и навыков. Авторитет к учителю приходит не сразу. Для этого нужно много времени общаться с учащимися и показать, проявить свои лучшие черты и качества в разных областях жизни и не только в чисто профессионально работе. Говорят, что педагог сначала работает на авторитет, а потом авторитет работает на него».
Да, всё верно! Спасибо! Авторитет учителя – это действительно необходимое условие воспитания!
Ну что ж, успехов тебе, Вторая школа!
Цель нашей жизни проста – стать счастливыми. Любопытство, любознательность, жизнелюбие, человеколюбие!.. Эти качества должны воспитываться в человеке с раннего детства, чтобы он стал счастливым, а, следовательно, полезным обществу и самому себе.

                                                                                                                        Валентин ЛЕОНТЬЕВ,
                                                                                                                                              г. Килия

                                                                                                                          06 апреля 2015 года

Просмотров: 361 | Добавил: pravik | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]